Художник Ковалевская Елена
elen-art@bk.ruРоспись потолков
Особенность росписи на потолках
Роспись потолков одна из самых интересных и сложных задач для художника. Здесь важно всё: сильный рисунок,владение световоздушной перспективой,особые навыки нанесения красок.Сегодня ни одно учебное заведение не учит рисовать на потолках. К тому же, роспись плафонов это тяжёлый физический труд,и далеко не все готовы за него браться. Поэтому немногие современные мастера могут предложить вам хорошее качество росписи на потолке. Однако,если плафон выполнен профессионально, результат превосходит все ожидания!
Замечательная возможность решить интересную творческую здачу представилась мне в 2009 году,в Иерусалиме.Часовня Феодоровской Божьей Матери находится в историческом центре Иерусалима ,на территории Александровского подворья.Камерная роспись потолка должна была включить в себя символ венчания - два кольца, и родовой герб семьи Романовых.
Из-за того,что церковь вписывалась в имеющееся историческое пространство подворья, высота потолка совсем небольшая,а углы помещения разные. Интерьер часовни выполнен из капа карельской берёзы в стиле ампир.Главной задачей было "поднять" потолок с помощью живописи,что довольно проблематично,когда нет отхода для просмотра.В этом месте мне бы хотелось немного осветить проблему низкого помещения. Да,роспись может создать иллюзию перспективы и оптически расширить помещение.Но для того,чтобы перспектива сработала,от глаз смотрящего до рисунка должно быть не менее200см.Иначе не работает.То есть,если мы имеем хотя бы метр отхода,то высота потолка должна быть не ниже 260см,и то это критично для росписи-обманки.Здесь же мы имели 230см и никакого отхода...
Прежде чем приступить к работе,я долго согласовывала эскизы. Ранее некие художники уже пытались расписать этот потолок,но результат был плачевным.Не смотря на все сомнения и опасения,я убедила архитектора остановиться на таком варианте,и это было верное решение.Белым,да еще обрамленным черным карнизом потолок никак нельзя было оставлять. В этой работе использован приём объединения и контраста. Имитация фактуры капа по углам потолка создаёт плавный переход от отделки стен к рисунку,отвлекает внимание от черного карниза,и этим маскирует неровные углы.Плюс,за счёт этого теряется реальная граница высоты помещения,и от этого оно кажется больше. Золотистые "пики" идущие от углов к центру, активно задают направление взгляду зрителя в центр,к небу.Светлый и прохладный цвет небес контрастирует с насыщенным тёплым тоном стен, и создаёт иллюзию открытого пространства над головой.Эти приёмы позволили зрительно увеличить объём помещения и всё-таки приподнять потолок. За эту работу я получила почётную грамоту от Дома Романовых.
Роспись на потолках может быть разной,но всегда должна соответствовать назначению интерьера.При создании эскиза важно учитывать специфику помещения,ведь рисунок на потолке должен быть не только качественным,но и уместным. Роспись потолков в кабинете или гостиной должна отличаться от росписей потолков в спальне или в детской комнате.Можно создать на потолке как легкую,воздушную композицию,так и эпатажное сюрреалистическое полотно.Всё зависит от поставленой задачи.
Большой популяростью пользуется рисунок неба на потолке. Добавление в композицию веток,цветов,птичек организует очень нежное и романтичное пространство,особенно если плафон неглубокий,круглой или овальной формы.Расписанный под небо потолок хорошее украшение для спальни,будуара или детской комнаты.На фото ниже роспись маленького круглого потолка в прихожей,камерная фантазия на тему обманок из Павловского дворца.Как ни странно,больше всего времени ушло на прорисовку цветов и объемного кантика по краю круга,который вы может быть даже не заметили).>>>
А следующая работа выполнена давно,в те времена когда еще не было цифровых фотоапаратов, 18 лет назад.Чудом сохранилось несколько кадров с объекта, и проект. А роспись была грандиозная в своём роде. Заказчик выкупил нерабочую парадную со сводчатым потолком,и задумал сделать там кабинет.По каким-то причинам,работать на месте я не взялась,и решила делать обманку в мастерской на холсте.Это была мысль,граничащая с безумием.Все говорили мне,что такое сделать невозможно! Но,тем не менее,идея была воплощена.Рисунок я вычерчивала по точке схода,расстелив холст в заводском корпусе на полу.Полотно пришлось сшивать,так как ширины не хватало. Размер обманки примерно 4 на 8 метров. Холст в рулоне висел на канате,а я рисовала по частям,постепенно вытягивая его.Общий вес рулона был примерно 20кг.В итоге,когда работа была сделана,4человека клеили холст на потолок клеем"момент в пульвилезаторе" Это был ад,но мы сделали это!Спасибо,кто тогда помогал)Весь последующий год,я если честно,боялась,что заказчик позвонит,и скажет что холст упал...но он не позвонил)>>>
На фотографиях ниже представлены росписи плафона в пентхаусе на тему произведений Сальватора Дали. Это не копия,а так называемая "реплика",когда на основе известной работы создаётся новое оригинальное произведение. Основное требование заказчиков к рисунку было такое"чтоб гостям крышу снесло!" Что,в общем-то, и удалось.Сюрреалистическая роспись на этом потолке выполнена экспрессивно,насыщена яркими образами, и производит очень сильное впечатление.Делать мне было её трудно,так как нужна была не копия,а авторская переработка на основе картин и росписей художника.При этом выдвигался ряд практически взаимоисключающих требюований к изображению. Мне пришлось тщательно изучать картины Дали,чтобы потом делать свою обманку и наполнять её образами "от Дали".Это на самом деле,очень сложно-пытаться думать как другой художник. Но , думаю, Дали был бы мной доволен). Я считаю,что этот плафон большая творческая удача.Если вы хотите узнать о процессе росписи над плафоном Дали подробнее,заходите на страницу Крупные проекты.>>>
Росписи разнообразно обыгрывают "прорыв пространства"на потолке.Чаще всего это фантазии, уходящие в небо. Изящно нарисованная перспектива зрительно поднимает потолок и в помещении становится больше воздуха и света.Декоративные цветы прекрасно дополнят дизайн интерьера гостиной или столовой. Орнамент из цветов включает в себя гирлянды,венки,вазоны,небольшие архитектурные детали. Нежный рисунок с розами уместн и в гостиной и в спальне. Лёгкие цветы на потолке выглядят свежо и празднично.>>>
Альфрейная роспись потлков чаще всего используется в классических интерьерах, совместно с лепным декором и расколеровкой.Очень хорошо смотрится гризайль(нарисованная лепнина) или монохромный рисунок.Такой декор,выгодно подчеркивает имеющийся архитектурный стиль и предметы интерьера,но не навязчив. Лёгкие росписи не мешают цельному восприятию интерьера.
В мировой архитектуре потолок всегда был главным действующим лицом в интерьерах как соборов,так и дворцов. Роспись потолков доверяли лучшим художникам - Микеланджело в Риме, Вазари во Флоренции, Тьеполо в Венеции. Художественный плафон является мощным декоративным акцентом в помещении.И сегодня монументальная роспись потолков находит своих поклонников.Она включает в себя обманки,иммитирующие несуществующую архитектуру,а так же экспрессивные многофигурные композиции на различные сюжеты.Более подробно об этом на странице История Искусств.
Особенно здорово такая живопись смотрится на большой высоте и в пышных интерьерах. Ниже на фото плафон "Люцифер".Он был выполнен мной в 2005году на холсте, и предназначался для вклейки на потолок,а сверху должна была быть изготовлена шикарная рама в стиле ренессанса.Плафон изначально работа двух человек.Проекты для росписи и рамы делала я,рисунок картона разработал замечательный художник Андрей Курков.Потом он ушел из проекта,и плафон писала я. По не зависящим от меня причинам, оригинал не был востребован,раму делать не стали,и холст остался со мной.А сюжет каким-то образом "пошёл в народ" в виде копий.В интернете видела много попыток повторить,причем даже раму нарисовали.... Плафон с путти Рафаэля потом то же кто-то писал по моему эскизу,но результата я не видела.Иногда так случается) Немного жаль,потому что когда ты делаешь эскиз,то сразу продумываешь и технику,в которой ты станешь расписывать,и материалы.И представляешь,каков должен быть конечный результат. Когда же эскиз попадает в чужие руки,там бог весть ,что родится.
Автор текста Ковалевская Елена. Статья иллюстрирована авторскими работами из личного архива.
Все права защищены.