Художник Ковалевская Елена
elen-art@bk.ruРоспись шинуазри
Китайский стиль,или шинуазри
Актуальные тренды в оформлении интерьеров и роспись.
Среди стилизаций актуальных сегодня в декоре, хочется особенно выделить Шинуазри́ (от фр. Chine+seres,рус.Китай/китайцы ).
Если говорить простыми словами, шинуазри -это вещи и предметы сделаные в Китае,или созданные в Европе по мотивам искусства Китая.
В большинстве случаев,шинуазри это фьюжн,где смешались китайские,индийские,японские и европейские мотивы.
Каждая уважающая себя дворцовая резиденция Париж,Вены или Петербурга имела помещения в китайском стиле. Лаковые кабинеты с расписанными деревянными панелями,будуары с изящными рисунками по шёлку на стенах, курительную с фарфоровыми вазами, и так далее.
В современном мире дизайна известные интерьерные выставки предлагают нам микс из тропических и восточных тем. Интерьер с нотками пряного коктейля это залог актуальности,проверенной временем. Выбор такого решения говорит о вкусе и оригинальности владельца дома. Каждый дизайнер использует китайские мотивы по-разному.
Художникам тоже есть что предложить. Я создала несколько интерьеров с росписью стен и мебели в стиле шинуазри. Один из них,роспись стен в зимнем саду на фото ниже.
Если говорить искуствоведческим языком,стиль Шинуазри это использование предметов,а так же мотивов и стилистических приёмов китайского искусства. Шинуазери как стилистическое направление родилось из китайского стиля в 1720х годах,в эпоху рококо. В моде было всё необычное.Шинуазри эклектичный стиль,т.е.соединяет в себе различные мотивы Китая,Японии и Индии,затейливо совмещая их с классическими элементами рококо. Особенность стилистики шинуазри-множество мелких изящных деталей,смешные сценки из "китайской жизни",обилие птиц и цветов, фантастические персонажи,милые животные. Выдающиеся произведения стиля ш. в России можно найти в городе Ораниенбаум,в Китайском дворце.Там сохранилась редкая жемчужина-стеклярусный кабинет рисунка Ринальди в стиле шинуазри.
5 видов шинуазри.
Подборка иллюстрирована моими росписями в стиле шинуазри
1. Шинуазри с элементами рококо.Это очень лёгкий воздушный стиль,изящный и изысканый. Хорошо работает в кокетливых будуарах и "дружит" с лепниной в таком стиле. Выполняется на светлом фоне. В росписи шинуазри я объединяю мотивы орнамента в стиле рококо и гротеска. Тут есть забавные сценки из китайской жизни,обезьянки,попугаи,экзотические растения и прочее.
2. Роспись-стилизация под чёрные китайские лаки. Очень эффектно. Глубокие насыщенные цвета,золото и перламутр на чёрном фоне. В этой технике я расписывала мебель и стены туалетной комнаты.Таким жет образом планировалось расписать буазери и деревянные панели для корабля. Комната,оформленная в этом стиле, похожа на нарядную шкатулку и выглядит на 100% аутентично.
3.Монохромный пейзаж шинуазри с мелкой проработой деталей, и узнаваемыеми силуэтами архитектуры Поднебесной. Такие росписи сочетаются с современной минималистичной классикой,будут уместны практически в любом интерьере,так как за счёт монохромности выглядят умерено и нейтрально.
4.Такая роспись шинуазри выполняется в традициях китайской акварельной живописи.Для неё характерна легкая ювелирная техника,много цветов,птиц,бабочек Все изображения особым образом стилизованы,поэтому весьма узнаваемы.Такие росписи шинуазри часто встречаются на золотом и серебряном фоне,на подложке из перламутра и даже на стекле
5.Сакура. Изображение сакуры это,конечно,Япония.Но тема на столько"восточная",что я сочла возможным добавить росписи с сакурой в эту подборку
Я представляю вашему вниманию авторское прочтение стиля шинуазри.Это 100%ручная работа и каждая деталь согласовывается с клиентом лично.
Сейчас многие европейские и американские компании выпускают обои ручной работы.Всё прекрасно,но...
Обычно при заказе дорогих обоев приходится переживать, что оттенки могут быть не те, а китайцев на рисунках слишком много;) Приходится волноваться за сроки поставки, качество поклейки и долговечность эксплуатации.Идалеко не всегда можно поклеить обоями сложные конструкции.У рулонов всегда есть ограничение по высоте,что не подходит для протяжённых стен котеджей.
Не нужно проходить через это.
Просто позвоните мне +79216308666,
и русский degourne по имени Елена, к вашим услугам:)))
Моя роспись шинуазри на светлом фоне
Есть в моей творческой копилке и такое интересное явление,как роспись в стиле шинуазери на чёрном фоне,в целом напоминающие китайскую лаковую мебель 18-19века. Шинуазери это стилистическое направление,которое использует китайские мотивы,совмещая их с классическими элементами стиля рококо. Особенность шинаузери-множество мелких прихотливых деталей,смешные сценки из "китайской жизни" и фантастические персонажи из Китая.Каждый уважающий себя дворец обычно имеет китайский лаковый кабинет с расписанными деревянными панелями, и будуар с китайским шёлком,фарфором и росписями.
Такая роспись в китайском стиле появилась в результате работы мысли одного известного московского архитектора,и моих творческих изысканий).Особеность росписи-чёрный цвет стен.Да,такие вот помещения,как китайские лаковые шкатулки! Роспись шинаузери смотрится необычно, и очень оригинально.Сложность работы заключается в том,что каждая роспись это чистая импровизация от руки.
Конечно,есть эскиз,продуманы и разработаны отдельные элементы....
Но,матовый чёрный цвет поверхности не приемлет даже легкого касания,это особенность глубоко-черной матовой краски. Ни о каком предварительным рисунке на стене речи не может быть. Даже пальцем лишний раз нельзя задеть этот чёрный бархат. Каждый мазок в работе должен сразу встать на своё место,удалить его уже нельзя.Вот как поставила кисть на стену,так всё,рисуй дальше без единой ошибки.100%импровизация в масштабе стены.Это очень не просто.И постоянная боль в глазах от чёрного цвета.
На странице ниже 2эскиза,выполненные мной в стиле пейзажа-шинуазри. Эти росписи с фантастическим сюжетом и спокойными мягкими цветами украшают детские спальни.
Все знают,что есть декоративные росписи подносов,шкатулок,посуды,платков и многого другого. Это работа с малыми формами,или как её называют в ВУЗе,прикладная. Прикладники расписывают мебель, чашки на фарфоровых заводах,делают батики,занимаются художественными промыслами-Федоскино,Палех,Гжель и многое другое.Я больше люблю монументальную масштабную работу,но иногда и у меня случаются опыты работы с малыми формами.Давайте,вначале разберёмся,что такое монументальное искусство,а что такое декоративное.
На фото ниже моя роспись тарелки на мастер-классе Императорского фарфорового завода. Первый опыт росписи фарфора.Рисунок родился совершенно спонтанно,я даже не знала,что попаду на мк)Фантазия на тему "Инь-Янь".
Комодик в силе шинуазри.Моей клиентке он казался скучным и обыкновенным. В итоге решили его разрисовать в стиле шинуазри.Расписан масляной краской в свободной технике.
Монументально-декоративная роспись это работа в масштабах целого дома, и даже улицы.М.д. росписи осваивают большие,порой,даже огромные площади-потолки,стены,фасады. Иногда живописные работы бывают продуманы сразу для целого городка! Например,в Баварии есть деревни,где каждый дом разрисован,на каждом фасаде свой сюжет.Но,расписано всё по единому плану,изображения гармонируют с друг другом,"работают"вместе,и это создает атмосферу великолепной сказки.
Классика монументальной росписи это масштабные перспективные построения,имитирующие полномасштабную архитектуру,а так же сложные композиции с человеческими фигурами. К этому виду росписи относятся так же росписи в храмах и разнообразные плафоны,выполненные маслом на холсте.В советское время были популярны огромные фигуры и копозиции прославляющие мир/труд/май .Это,конечно,тоже монументальное искусство.В современном прочтении,монументалка это часто стилизованные,условные композиции,не всегда понятные людям,но, тем не менее,занимающие целые стены и фасады.Сейчас довольно популярно расписывать современные дома,чтобы придать ландшафту разнообразие.
А вот всевозможные орнаментальные композиции и фризы,цветы,имитация малых архитектурных форм(карнизы,наличники,ордера),гризайль,имитацию различных видов камня и пород дерева,небольшие сюжетные вставки,всё это мы можем отнести,скорее, к декоративно-альфрейной росписи.Как монументальная роспись может существовать сама по себе(Сикстинская капелла),так и альфрейные росписи могут жить своей собственной жизнью(Лоджии Рафаэля) Но, работя вместе,монументальное и декоративное искусство создают ощущение мощи и изящества,грандиозности и одновременно воздушности.Рождается великолепный синтез совершенного интерьера.
Интерьерная роспись ,наряду с другими элементами декора,является важной частью декоративного убранства интерьеров на протяжении многих веков.Лицо любого исторического интерьера формируют талант архитектора и мастерство создателей декораций-лепнины,резьбы,росписи и позолоты. и др.Мы знаем,что многие замечательные архитекторы сами отрисовывали декор для своих интерьеров.
Но об альфрейной росписи очень подробно рассказано тут http://www.elen-art.com/alfreynaya_rospis.
На этой же страничке есть желание заострить ваше внимание на другом.
Что нам говорит википедия о значении слова "декоративный"
Русское слово "декор" заимств. через франц. décor.Происходит от decorāre «украшать; прославлять»,
Значение понятия "декоративный"
1.предназначенный, используемый для украшения чего-либо.
2.живописный, картинный, нарядный
3.относящийся к декорациям, к оформлению сцены.
Итак,задача декоративной росписи-украшать. И чем более стилизованной и далёкой от реализма она является,тем более она декоративна. Есть несколько направлений в декоре и,соответственно в росписи, где функция декорации проявляется наиболее полнозвучно.
Если говорить о настенной росписи,то в моём понимании,наиболее декоративной является роспись,в которой использованы как возможности декоративных фактур,так и необычные краски,например перламутры и металлики.Так же декоративные задачи решает условный,фантастический рисунок.
Для тех,кто не побоялся моих экспериментов с формой и цветом,родилась серия декоративных фантастических цветов.Идея роделась из желания совместить не совместимое,соеденить изящество и пластику ренесансного орнамента с современным интерьером.Так же хотелось спользовать в работе различные блестящие и перламутровые краски,которые не применяются в классической альфрейной росписи.А в качестве подложки решено было использовать декоративные штукатурки В итоге родились оригинальные росписи,основанные на классическом аканте,но принявшие совершенно фантастические,роскошные формы.
Роспись выполнялась по предварительно отрисованному картону в натуральную величину.Мне был очень интересен опыт создания такого необычного рисунка.Все линии были найдены бумаге,затем с помощью припороха перенесены на стену.В росписи я старалась не отходить от найденных форм и пластики,но многое пришлось всё же добавлять от себя,так как декоративная штукатурка это довольно богатый и оригинальный материал сам по себе,и нужно было,чтобы роспись смотрелась на ней органично.Работая с перламутрами и металликами это всегда большая импровизация.Материалы эти неоднозначны,и попытка сделать из них живопись,могла и не удастся.Но,я считаю,всё получилось шикарно и стильно.От этой работы я получила огромное удовольствие.
Представленный ниже сказочный цветок олицетворял огонь и золото,dсё по фен-шуй.Я не слишком в этом разбираюсь;),но роспись получилась очень эффектной!
В основе рисунка моих декоративных цветов,как ни странно, лежат те же элементы орнамента,что и в классической альфрейной росписи.Но далее-это уже фантазии на заданную тему...Так как сейчас интерьер эклектичен,хотелось сделать некую модель декора,которая соеденила бы невозможные вещи-дух современности и классическую форму акантного цветка и листьев.Такой декор будет уместен в современном дизайне интерьера,не отягощённом излишней атрибутикой классического стиля-лепниной,пилястрами и прочими вещами.При этом немного гротескное,фантастическое развитие классического элемента всё таки напоминает нам о цветке Ренессанса...