Художник Ковалевская Елена
elen-art@bk.ruСтатьи
Заглянем за дверку "творческой кухни"
Или немного "мыслей вслух",накопившихся за 18лет работы в интерьере.
Я давно работаю в частном интерьере,и за многие годы накопились мысли,как говорится, «общего порядка»,которыми я бы хотела поделиться с читателями.Многим интересны не только технические аспекты моей профессии,но и некоторые секреты творческой «кухни».Как складываются взаимоотношения клиентов и творческих работников -художников,архитекторов,дизайнеров. Кто «правит балом» на объекте,и как обойти возможные подводные камни в своей профессии. Кто задаёт модные тенденции в интерьере,а кто их грамотно реализует. Возможно,Вам будет интересно узнать мнение специалиста,более 15лет успешно работающего с такой тонкой материей,как художественная интерьерная роспись/
Начнём с того,что сейчас в модной индустрии вообще,и в интерьерной моде в частности,нет чётко сформулированного понятия,что такое современный интерьер.Это одновременно нечто расплывчатое,эфимерное, на уровне аромата духов,но при это имеющее вполне конкретное воплощение.... Есть определённый тренд,который улавливают и продвигают крупные игроки мирового дизайна,путём выставок,международных салонов и публикаций в прессе.Там идут в комплекте новые чудеса бытовой техники,оригинальные отделочные материалы и новые дизайнерские «фишки». Когда интерьерные образы работают на уровне эпатажа,то это мега-супер-современно.Когда же они закрепляются как некий образец стиля,то становятся классикой.Пример-работа с чёрным цветом в интерьере.Лет 10 назад достаточно было выкрасить стены спальни в чёрный цвет,всех это повергало в шок.Сейчас таким приёмом никого не удивишь.
Как мне кажется,современный российский интерьер стал более свободным от стереотипов. Люди начали ездить по миру,посещать выдающиеся сооружения прошлого и современные выставки,уровень запросов к архитектурной составляющей проектов заметно повысился.Заказчики стали выбирать более качественные материалы,обращать внимание на их экологичность и уместность существующему пространству.Уходит тяга к чрезмерному украшательству,на смену слову Богатство приходит слово Стиль. Клиенты научились выбирать оригинальные дизайнерские вещи, и больше ценить настоящий handmade.Сегодня во главу угла ставится индивидуальность.Если раньше все хотели быть не хуже соседа,то теперь важно, чтобы «ни у кого такого не было»!)
Безусловно,любой удачный интерьер это сплав желаний и представлений заказчиков об идеальном доме с грамотной работой архитекторов, дизайнеров и специалистов по эксклюзиву. Каждый архитектор имеет своё представление об правильной архитектурной конструкции в целом. Есть специалисты,которые эксперементируют со стилями и образами,продвигая различные новаторские идеи,а есть такие,что используют единожды выработанный подход без лишних рисков. В любом случае,архитектор работает над целым,а дизайнер-над частностями. Дизайнеры обычно ориентируются на имеющееся архитектурное решение, а так же анализируют «информационные метки»,пытаясь увязать в одно целое экстерьер,интерьер а так же место,в котором расположено жильё. Новый это дом или с историей,классика или модерн,в лесу или на берегу,в долине или на холме...Дизайнер отвечает за то,чтобы дом был органичен месту, в котором он находится,и людям,которые там будут жить.Должен возникнуть гармоничный цельный образ,который потом станет наполняться деталями, которые вдохнут в дом жизнь.За детали же отвечают мастера эксклюзива,где каждый в своём роде художник.Будь то мастер по наборному паркету,витражист или альфрейщик.
Помимо философско-образной составляющей существует так же рабочий процесс,стройка. Есть несколько способов ведения объектов. В одном случае архитектор(или дизайнер) это главное действующее лицо на стройке.Он творит на своё усмотрение,продумывает общую концепцию,просчитывает детали и сам подбирает подрядчиков на эксклюзивные работы. В этом случае клиент полностью доверяется специалистам, и лишь задаёт направление,высказывая свои пожелания.В таком проекте многое зависит от того,в какие дизайнерские идеи клиент готов вложить деньги. Безусловно,более яркие и заметные интерьеры рождаются в данной модели отношений.
Другой вариант,когда заказчик хочет решать всё сам.Тогда дизайнеру остается только «не навредить»,то есть направить творческую энергию заказчиков в нужное русло, и исподволь контролировать процесс.
Старая советская формулировка «клиент всегда прав» на удивление прочно прижилась на наших просторах. Однако,сильная доминанта заказчика над дизайнером это не слишком хорошая диспозиция.Далеко не всегда клиент до конца понимает,что может получится в итоге его настойчивости.А результаты могут быть непредсказуемыми.Может оказаться,например,что заказанные колонны по пропорциям подходят к 4метровому фасаду,а расставлены в зале с высотой потолка 2,50. Созданные таким путём интерьеры возможно,могут быть хороши как акт самоутверждения клиенета в ипостаси дизайнера,но часто весьма слабы в художественном отношении. В конечном итоге,они не удовлетворяют и самого хозяина дома. Всё таки, любым делом долежен заниматься профессионал.
Я отнюдь не призываю спорить с клиентами,ведь практика показывает, что в спорах рождается не истина,а затянувшийся долгострой.) Нужно стремиться к равноправному диалогу с заказчиком,тогда в этом хрупком равновесии рождаются поистине шедевральные произведения.Художник, обязательно должен обладать даром убеждения, чтобы грамотно провести свою линию,не потерять лицо и при этом остаться со всеми в хороших отношениях.
Для того чтобы аргументировать свою позицию,творческому человеку мало одних слов. Во главе угла всегда стоит грамотный эскиз.В художественной работе создание оригинального эскиза-это основа творчесчкого процесса.На сегодняшний день среди художников идет борьба за идею,за удачный творческий образ.В тренде тот,кто придумывает новое,необычное,привлекающее внимание. Работа на уровне проектировки,пожалуй, самый сложный процесс,потому что тут необходимо не только творческая фантазия,но и огромное терпение,чтобы в диалоге с заказчиками и архитекторами найти единствено верное решение.
Даже если есть дизайнерские проекты,художникам, тем не менее, нужно создать собственные эскизы для росписей. При этом необходимо учесть общую концепцию интерьера и пожелания заказчика.
Конечно,можно к эскизированию относиться по разному,и пытаться работать по почеркушке,сделанной на оберточной бумаге. Но уважающий себя специалист делает профессиональные эскизы,проекты и развертки на А3формате,в технике ручной отмывки акварелью,либо в смешанной технике компьютерной графики с ручной доводкой.
Проектирование на уровне дома подчас занимает большее количество времени,чем сама работа. В доме изначально больше помещений чем в квартире,и проектная работа часто задействует несколько зон,соответственно увеличивается количество проектируемых узлов. В работе над каждым эскизом всегда прорабатывается несколько вариантов,часть из которых вообще отбрасывается,а другие видоизменяются,согласовываются,прорабатываются и ,наконец, утверждаются...А каждый эскиз-это от 3 до 20часов работы,важность и трудоемкость которой почти всегда недооценивается.Иной раз только упорство и навыки ремесленой работы помогают преодолеть этот порог.
Исходя из вышесказанного,нужно с пониманием относиться к тому,что художники не готовы оставить Вам эскизы или портфолио «просто так». Несмотря на существование законодательной базы по авторскому праву, любое творчество у нас в стране мало защищено от копирования.
Я лично предлагаю только оригинальную роспись. Как не бывает двух абсолютно идентичных домов, так и у меня не бывает двух одинаковых работ. Для каждого нового объекта разрабатывается индивидуальный проект росписи. Даже если заказчик настаивает на каком-то конкретном изображении,я выполняю эскиз в похожем стиле,но рисунок предлагаю уже другой. Если это альфрейная роспись,то для неё изготовляются картоны,каждый раз с новым орнаментом,и дважды они никогда не используются.Таким образом я решаю две проблемы-клиент может быть уверен,что нигде нет второй такой же росписи,а любители передрать чужие идеи просто за мной не успевают.Пока они одну идею украдут,я три новых произведу на свет)
Можем рассмотреть еще такую ситуацию.Когда человек заказывает в компании фреску по каталогу,он должен понимать,что это цифровая печать на некоем материале,и такая фреска тиражируется сотни раз.Это значит,что он платит за репродукцию.Если компания специально для клиента разработала эскиз,он будет первым владельцем такого изображения.Но и не последним,компания в дальнейшем сможет печатать такие же фрески.Дальше.Если клиент заказывает рисунок художнику,а тот приносит эскиз,на котором фреска.... из того же каталога.Что мы получаем? Опять клон,только ручной работы. Если же художник приносит чужой эскиз,скаченный из интернета,это уже чистой воды плагиат.
Итак,хочу вернуться к основной теме моего рассказа-альфрейной росписи в интерьере.
Многих интересует,что это,мода последних десятилетий,или у росписи богатая история? Альфрейная роспись украшала стены домов жителей Помпеи, сопровождала венецианских дожей в их палаццо,Рафаэль запечетлел свою возлюбленную на фресках вилы Фарнезина. И далее,далее чем ближе к 20 веку, тем пышнее,богаче,изысканей. По этому, ни о каком ноу-хау тут речи не идет. Просто в нашей стране,к несчастью,интерьерную роспись причислили к пережиткам капитализма,и она была очень не в фаворе.В частном интерьере альфрейка была не востребована,а на уровне театров и дворцов культуры росписи выполняли художники-реставраторы.К 21веку в России альфрейную роспись выполняли лишь реставрационные бригады,которые передавали профессиональные навыки своим немногочисленым ученикам.
Сегодня востребованы многие виды росписи.Декоративно-альфрейные орнаменты,гризайль,иммитации поверхности под мрамор и дерево. Росписи-пейзажи ,природа,пейзаж,море...это заказывают чаще всего.Актуальным сегодня приёмом является совмещение объемного рельефа и росписи,использование рельефных декоративных штукатурок.Так же актуальны росписи-обманки. Обманки имеют удивительное свойство расширять пространство.С помощью хорошо нарисованной перспективы "прорубаются" окна и проёмы,волшебным образом открываются виды на море или горы...Тем ,кто интересуется искусством обманки, рекомендую книгу Омара Калобрезе "Искусство обманки".
Роспись-обманка может решить много задач декорирования. Там где есть большие по площади глухие стены,узкие коридоры и лестничные пролёты,либо странные уголки,образовавшиеся в процессе планировки,-всё это может быть использовано художником как возможность создать Вам другую,замечательную реальность. Для художника работа над росписью обманкой -лишний повод отточить своё мастерство.
Вопрос,который интересует многих,должна ли интерьерная роспись быть связана стилистически с интерьерным окружением (предметы быта, мебель, орнамент паркета и т.д.) в обязательном порядке, или возможна «игра» на контрасте?
Тут зависит от задачи.Если задача добиться цельности,гармоничности интерьера,то несомненно,роспись должна быть выполнена в том же стиле,в каком оформлен дом.Это не значит,что везде должны быть одинаковые рисунки-на мебели,на полу,на потолке. Просто все они должны быть выполнены в едином стиле.Если есть задача сделать контрастные акценты,то это может быть игра в старое/новое.Например интерьер хай-тек,где всё супер-современно и технологично, а на стенах старинные фрески проглядывают.Или классический ампирный зал,а на стенах авангардная живопись.Такое решение имеет место быть.Если же есть задача эпатировать публику,вызвать культурный шок,то можно пойти на крайние меры...как пример: роспись плафона в зрительном зале французской оперы поручили выполнить Марку Шагалу.Здание оперы - пример пышного неоклассицизма.А Шагал работал в наивном,полу-детском,фантастическом стиле. Контраст этой немного примитивной,словно бы небрежной,сочной росписи с вычурной неоклассикой поистине фантастичен.Это шокирует,но это-ТЕАТР.А для ДОМА,как мне кажется,всё-таки важнее момент гармонии,нежели эпатажа.
Чтобы настенные росписи стали подлинным украшением вашего дома,нужно соблюдать несколько не сложных правил.
Правило первое:соблюдайте чистоту стиля.
Для того чтобы сделать роспись грамотно, художник должен хорошо ориентироваться в стилях.
Существуют стили,крайне «нетерпимые» к примесям и искажениям.Абсолютно чистым стилем является модерн.Если вы задумали декорировать дом под ар-нуво, то роспись должна полностью соответствовать этому стилю.Так же будьте готовы,что все элементы вплоть до дверных ручек и рисунка кафеля вам нужно будет подбирать в своеобразной стилистике,присущей только модерну.Еще один чистый стиль,безусловно, японский минимализм.Живопись здесь должна быть строго стилизована под японскую графику или шелк. Ар-деко тоже сложный стиль,но он позволит вам использовать в интерьере интенсивные цвета, а так же интересные декоративные покрытия с различными эффектами и витражи.
Росписи выполненные в технике аэрографии хорошо смотрятся в супер-современном интерьере или офисе,но в обрамлении классического декора выглядят ужасно.
Правило второе: ярко,не всегда здорово.
Художнику не жалко краски.Просто роспись это «одежда»для стен.Глаз должен отдыхать на них так,как если бы вы смотрели в окно. Конечно,цвет дело очень индивидуальное.Кому в какой среде комфортно.Но традиционно считается, что мягкие природные и солнечные оттенки более благотворно влияют на нервную систему.Поэтому росписи я стараюсь выполнять в цветах,не нервирующих глаз.
Химический ядовитый цвет живые организмы воспринимают как признак агресии,поэтому я бы порекомендовала тем,кому хочется интенсивного цвета, ярким сделать то,что можно поменять-картины,шторы,ковры. Роспись может быть в таком пространстве гипер-яркой,но тогда это уже не классика. Какие-то абстрактные рисунки,геометрия,сюрреализм...Почему бы нет? Монохромные цвета,при всей их изысканности,могут смотреться мрачновато.Надо учитывать,что выполненный в серых, коричневых или лиловых тонах интерьер нуждается в акцетах светлого и чистого цвета.Например,на тёмную стену можно нанести светлый или перламутровый изящный рисунок,и это уже будет гармония.
Правило третье: много,не значит лучше.
Интересуясь ценой,не забудьте про качество.Найдите профессионального художника,стиль работы которого вам нравится и соответствует поставленным задачам.Сейчас многие выпускники художественных вузов ринулись в нишу интерьерной росписи.В итоге,произошло перенасыщение.Специалистов стало больше,чем существующая реальная потребность в этой услуге.При этом,далеко не все художники понимают особенность работы на объекте,для многих становится неприятным открытие,что существуют дисциплина,сроки,некомфортные условия труда... Многие оказываются психологически не готовы вести диалог с клиентом.
Если вы заказчик,в первую очередь решите сами для себя,что вы хотите увидеть на стене/потолке в своём доме. Вам нужно задать правильное направление мысли художника.После этого обратитесь к дизайнеру или архитектору,он подскажет вам нескольких специалистов с портфолио или персональными сайтами.Неспеша изучите их работы,сравните,какие из них вам ближе. Потом пообщайтесь с этими художниками,закажите за символическую плату у них предпроектное предложение.
Пусть в Вашем доме будет немного росписи,но это будет то, что нужно!
Статья Ковалевской Елены,для журнала "Недвижимость Северо-Запада."