+7 921 630 86 66

Художник Ковалевская Елена

elen-art@bk.ru

История росписи

История и технология настенных росписей.

 

Конечно,в этой статье я не претендую на полноценный обзор истории настенной росписи в полном объёме.Это скорее,краткие тезисы-где,что,когда. Здесь я пользовалась различными источниками из интернета,и даю ссылки на эти источники.

 

Первые пещерные рисунки. Материалы взяты из поста из Википедии: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пещерная_живопись

Самое древнее изображение,известное современному человеку,находится в пещере Сулавеси в Индонезии,ему порядка 39000лет.Эти  отпечатки рук мы врядли пока можем назвать словом "роспись" в полном смысле этого слова,но это уже вполне осмысленное декорирование помещения)

http://www.bbc.co.uk/russian/society/2014/10/141007_cave_paintings_art

На фото ниже мы можем увидеть "Руки" из пещеры Сулавеси,Индонезия

Есть несколько наиболее известных пещер,где можно увидеть на стенах и потолках зарисовки живых существ и схематичные изображения человеческих фигур.Несмотря на видимую простоту,выполнены они твердой рукой отменного рисовальщика и поражают цельностью и точностью изобразительной линии

5мест,где можно увидеть удивительную наскакльную роспись:

http://venividi.ru/node/28739

Быки пещеры Альтаира,Испания


 http://kaplyasveta.ru/posle-altamiry/naskalnye-risunki-peshhery-shove.htmlТак же очень любопытны росписи рисунки пещеры  Шове,Франция

http://alex-talaman.livejournal.com/889275.html

Рисунки на стенах в пещере Шове,Франция.


Сакральные пещерные фрески Древней Индии и Шри-Ланки. Фресковая роспись на протяжении веков  была сакральной,т.е.посвящённой религиозной тематике, и редко выходила за пределы культовых сооружений.Основной сюжет росписей это священные изображения божеств,символика и орнаменты.Фрески Дамбулле уже полноценная роспись растительно-минеральными красителями,употреблявшимеся так же для традиционной росписи по тканям.

Фрески Шри-Ланки,храм в Дамбулле.

 

 

Фрески Древней Индии,роспись в храме Аджанты.

 

 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

*******

Древняя Греция . Росписи стен и потолков в домах Помпеи.

В  78г н.э от извержения Везувия погибли греческие города Помпея и Геркуланум.Когда в середине 18века стали производится раскопки, на стенах и потолках зданий обнаружились красивые настенные рисунки,достаточно хорошо сохранившиеся под слоем пепла. Росписи были выполнены горячими красками на основе воска,и затем затерты сверху восковой эмульсией. Эта техника называется энкаустика.Энкаустика обладает необыкновенной прочностью,и сумела выдержать даже воздействие высоких температур.Сегодня фрагменты этих росписей находятся в Италии,в музеях Неаполя и Палермо.

Эллины  часто украшали рисунками стены богатых вилл, храмов, терм, библиотек и даже домов терпимости.Это была первая светская роспись в истории искусств Изящные орнаменты, имитация архитектурных форм, пейзажи, бытовые и эротические сценки составляли основные сюжеты рисунков на стенах и потолках.Иногда стены помещений были полностью покрыты росписью,как например на вилле Ливии. Можно сказать,что вся интерьерная роспись после открытия и расчистки Помпейского комплекса в 1750-х годах, находится под влиянием искусства эллинов.К сожалению,имен художников история не сохранила.

В истории искусств существует деление на четыре Помпейских стиля.Каждый из них обладает рядом изобразительных особенностей,однако это тема скорее для научной дессертации,чем для  сайта.Поэтому,если желаете ознакомиться с этим вопросом поподробне,то прочитать об этом можно здесь: www.pompeii.ru/arte/.

Посмотреть видео о фресках Помпеи можно здесь:

http://youtu.be/SyksbJU4jJM

 

 

Раннее христианство.

Сакральные росписи пещерных храмов в центральной Турции,куда Рим вытеснил первых христиан,являются первыми живописными изображениями христианской культуры.Здесь мы уже видим образы,ставшие впоследствии основой Византийской иконографии. При росписи использовалась смесь воска и масляной краски с добавлением елея,так называемый "Елеодорский воск"

Посмотреть видео о фресках Каппадокии можно здесь:

http://video.yandex.ru/users/ded195413/view/1880

Фрески христианских подземных церквей Каппадокии,Турция

Росписи храмов Древней Руси.

Художественное убранство храмов Древней Руси осуществлялось по классической фресковой технологии.На поверхность наносился толстый слой влажной известковой штукатурки,в нем быстро процарапывался рисунок,и затем  шла роспись темперными красками,пока штукатурка не высохла.Работа велась только по сырому.Краски были водорастворимымим,состояли из натуральных минеральных пигментов,растёртых на натуральном связующем. При использовании этой техники, в результате взаимодействия красителей и гашеной извести в составе штукатурки, образовывался прочный красочный слой,который сохранял ясные и прозрачные цвета до наших дней.

Три мастера,прославивших русскую фреску-Дионисий,Феофан Грек и Андрей Рублев 

Мастер Дионисий. Росписи Ферапонтова монастыря

http://www.dionisy.com/

СРЕДНИЕ века   РОСПИСИ ЦЕРКВЕЙ В ШВЕЦИИ

Северное Возрождение.Фрески Италии

В Романской культуре господствовал культ Собора,там главное место занимали  витражи и скульптура.Средневековые же замки декорировались достаточно скудно,и тоже в основном деревянными панелями и тканью. На Востоке и в Византии правили бал керамика и мозаика. Роспись жилого интерьера была представлена в основном небольшими орнаментальными фрагментами. Расцвет фресковой росписи начался в Италии в эпоху Кватроченто. Имена художников этого периода известны всему миру- Джотто,Мантенья,Гирландайо,Бенаццо Гоцолли и множество их учеников и последователей.

Ренессанс.

Имена :Вазари,Микеланджело,Рафаэль,Леонардо да Винчи

В период Возрождения искусство постепенно возвращалось к идеалам античности и становилось все более светским. Знаменитые художники Микеланджело , и Рафаэль работали уже не только над росписями храмов и базилик, но и в жилых интерьерах. Фреска постепенно уступила место all fresco -росписи по сухой штукатурке. Отсюда родился термин альфрейная живопись(mural art). Всемирно известные "Лоджии Рафаэля" в  Ватикане классический образец искусства allfresco,где орнаменты,характерные для искуства Ренессанса.(акантный лист,гротеск,арабески и др.) соседствуют с античными мотивами и росписями на библейские сюжеты.

 Барокко.

Имена: Поццо

Насыщенные панно и плафоны со сложной композицией создавали атмосферу пышности и праздничности.В эпоху Барокко приветствовался эффект пышности и театральности.

 

 

Эпоха Просвещения

Имена: семейство Тьеполо


 

 


Ампир.Французский,немецкий,русский

Наибольшего расцвета альфрейная живопись достигла в 18-19веках в крупных дворцовых комплексах  и богатых городских кварталах Европы. Росписи вместе с экспрессивной динамичной лепниной,вышли в декорировании интерьера на первый план.  Эпоха Просвещения,насыщенная многочисленными научными и географическими открытиями использовала культурный опыт народов из разных уголков земли а так же переосмысливала  художественное наследие прошлого. Очень популярны стали росписи обманки- рисунки, изображающие на плоскости не существующие в реальности объемы и детали архитектуры . Роспись вышла так же на фасады зданий,прекрасные образцы мурализма мы видим во многих европейских городах. Роспись дворца Питти во Флоренции.

Наиболее характерный образец Французского ампира - дворец Ротшильдов в Кап-Ферра во Франции.

 


 

Неоклассицизм.

Имена: Роберт Адам

В разные эпохи помпейский (эллинский или неогреческий) стиль оказывал влияние на декоративное искусство и интерьерную роспись.Когда помпейские интерьерные росписи  увидели свет, то сразу стали модной тенденцией для декораторов. 

Главным представителем Нового Помпейского стиля в 18веке по праву считается гениальный английский архитектор, декоратор и художник Роберт Адам.Он оказал большое влияние на развитие и совершенствование светской интерьерной росписи.Прочесть о Роберте Адаме можно тут: www.architime.ru/architects/a_adam_robert.htm

картинки

Стиль Рококо , просуществовавший довольно незначительное время, тем не менее тоже внес свою лепту в интерьерную роспись. Росписи стали воздушнее, деликатнее. Появилась ярко выраженная "женская тема" - цветы, гирлянды, "путти"-ангелочки.

 

Эпоха Модерна позволила соединить традиции Запада и Востока, использовать в росписи восточные мотивы, заимствованные с китайских и японских шелков, анималистическую тему(животные ,птицы)картинки

В России нтерьерная живопись имела богатые традиции,но в нашей стране её история и культура надолго были преданы забвению.В официальной истории искусств правило  пренебрежение к прикладным и декоративным видам искусства Красивое интерьерное убранство считалось мещанством и "пережитком капитализма". Сохранившиеся образцы чудесных росписей чудом уцелели в столичных дворцах,ставших музеями.Пласт культуры частного дома и усадьбы в России погиб безвозвратно. Монографий и информационной  литературы по данному вопросу очень мало,так как практически не осталось сохранившихся памятников  прошлых веков. Это вам не Помпеи....Это хуже. 

картинки

 

Современная нтерьерная живопись прочно связана с дизайном и искусством декорирования помещений. Роспись должна соответствовать классу и назначению интерьера,а так же подходить ему по стилю. В отличии от картины,которую можно убрать или даже поменять,интерьерная живопись будет украшать помещение до следуещего ремонта.Поэтому,отнеситесь к выбору "одежды"для стен со вниманием!

Профессиональный интерьерный художник должен обладать классической школой рисунка, безупречным владением композицией и грамотным построением перспективы.Разбираться в стилях аркитектуры и декора.Художник обязан умело сочетать настенную роспись с другими элементами декора.Мастер по росписи стен должен сочетать технические приемы живописцев прошлого с современными материалами. Сегодня появились превосходные отделочные материалы и краски, которые позволяют ускорить процесс работы, и придать поверхности прочность и долговечность.

 Ковалевская Елена художник